Новости
13 марта 2018, 07:31

ИСТОКИ — В МАЛОЙ РОДИНЕ

Имя Анны Харлановой известно читателям нашей газеты. О жизни, о творчестве наш с ней разговор.

ЛИТЕРАТУРНАЯ БИОГРАФИЯ

Анна Харланова на творческой встрече минувшей осенью в Добровской первой школе у Левитовской выставки рисунков Ирины Князевой и её учеников.

В 2004 году окончила Литературный институт имени А.М. Горького (семинар прозы В.В. Орлова). А ещё раньше, в 2002-м, журнал „Юность“ опубликовал её рассказ „Поправки к расписанию сновидений. Звёздная история“.

Почти десять лет пыталась не писать — не смогла, стихи хлынули таким потоком, что автору пришлось прятаться от собственных детей в кладовке и писать. Как итог в 2015 году вышла книга „Стихи из кладовки“. Её строки вошли в опубликованный в 2016 году поэтический сборник студии при Союзе писателей России „Взлётная полоса“, где Анна занималась.

Этот год — 2016-й — оказался плодотворным. В журнале „Петровский мост“ (Липецк) опубликованы рассказ „Молчание“ и повесть „Фиолетовый апельсин“, а в сборнике „100 новых имён“ — стихи  Анны Харлановой (Чернышёвой), финалиста Всероссийского конкурса „Музыка слов“. Присуждено 3 место во Всероссийском конкурсе „Поэзия русского слова“ (номинация „детская литература“). Анна — победитель Всероссийского фестиваля-конкурса „Во славу Бориса и Глеба“ (Воронежская область). По его итогам вышел сборник произведений победителей.

В прошлом году стала победителем Международного фестиваля-конкурса в Германии „Русский STIL-2017“ (1 место в номинации „проза“ за рассказ „Иероглиф“). Имя автора вошло в шорт-лист Международного поэтического конкурса „Интереальность“. Была публикация подборки стихотворений в журнале „Подъём“ (Воронеж), повести „Танцующие ивы“ в журнале „Петровский мост“ и детского рассказа „Мишка Никитин“ в газете „Золотой ключик“ (Липецк). Вышла книга „Фиолетовый апельсин“ (повести, рассказы).

А . Харланова часто выступает в наших школах, в музее. И невольно возникает вопрос: —Что Вас, Анна, связывает с нашим краем?

ДЕТСТВО

—Я родилась в Добром, всё моё детство прошло здесь. Я помню запахи, цвета и формы, названия улиц и имена людей. Я помню запах пышек, которые пекла в буфете баба Валя. Помню мягкость травы-муравы на пляже Сгумойки. И помню восторг, который возникал в моей душе всякий раз, как мы летели с дедушкой на мотоцикле по добровскому лесу.

Я помню ёлку для детей медработников, на которую и мне повезло попасть, это была лучшая ёлка в моей жизни. Помню бабушкин кабинет в поликлинике и кривое зеркало над умывальником, старинные аппараты для физиопроцедур, с которыми бабушка обращалась с ловкостью фокусника.

Я помню пёстрые астры и серый сентябрьский день, когда убили мою Анисю, прабабушку…  Я как берёза, на мне чёрные зарубки. Но в душе моей светло, она источает живительный сок поэзии. Я держусь корнями за свою землю. Вырвать меня из  Доброго нельзя. Эту связь не оборвать. Вот что такое для меня село Доброе.

Люблю плыть на лодке к Мельникову саду, грести одним веслом, чувствуя, как пружинит вода… Люблю свои воспоминания и очень болезненно воспринимаю любые изменения в облике родного села. В своём творчестве многократно возвращаюсь к своим детским воспоминаниям, это бесценный клад.

В раннем детстве мне много читали, это были сказки — русские народные, Андерсена и Шарля Перро. Конечно же, сказки Пушкина. Стихи Сергея Есенина звучали в нашем доме так часто, что многие я запомнила ещё до того, как научилась читать, за это спасибо моему отцу.

Я читала много и жадно. На летних каникулах почти ежедневно посещала добровскую библиотеку. Очень любила „Повесть о рыжей девочке“ Лидии Будогоской, главную героиню одного из своих рассказов я назвала так же, как „рыжую девочку“ — Ева Кюн. Позже зачитывалась научной фантастикой, особенно ярко запомнилась „Экспозиция в иномир“ Сергея Снегова. Лет в 14 увлеклась Зинаидой Гиппиус, Гарсиа Лоркой. Параллельно заглядывала и в дедушкин книжный шкаф, медицинская энциклопедия тоже вошла в круг моих интересов.

Часто спрашивают, почему я не стала врачом. Почти все в моей семье медработники! Я практически выросла в больничных коридорах. Дома звучали разговоры на медицинские темы, родители обсуждали сложные ситуации, давали друг другу советы… Так сложилось!

ЮНОСТЬ И УНИВЕРСИТЕТЫ

— А как Вы начали писать?

—Писать я начала, как и все дети, когда пошла в школу. А сочинять, наверное, как научилась говорить. Этот талант мне достался от бабушки Ани. Она, имея всего три класса образования, с ходу сочиняла стихи. Вот и я так же. Помню, как написала свой первый роман. Он был, конечно, наивный, но что ещё можно ожидать от одиннадцатилетнего ребёнка? Потом окончила с отличием школу и поступила в институт на теплоэнергетику. Но, проучившись там полгода, поняла, что для меня это пытка. И вот как-то на встрече выпускников я встретила свою бывшую учительницу по мировой художественной культуре Татьяну Бабкину: этот человек и определил мою дальнейшую судьбу. Мы разговорились, и она попросила показать ей мои сочинения. Внимательно прочитав их, Татьяна Александровна сказала: „Вам надо в Литературный институт“, дала мне свою печатную машинку. И я села писать рассказы к творческому конкурсу. Но с первой попытки не поступила. А через год, когда уже и думать про это забыла, мне приходит конверт с документами на зачисление. Потом были счастливые пять лет учёбы в Литинституте: наконец-то я чувствовала себя в своей среде.

А вот за диплом мне поставили четвёрку. Для меня это был показатель — ты в этом деле не лучшая, не надо тратить свои силы, развивайся в другом направлении. Вот я 10 лет и развивалась: воспитывала детей, помогала мужу начинать бизнес, занималась фотографией. Всё вроде бы хорошо, но в какой-то момент осознала, что живу не своей жизнью. Мне захотелось творчески реализоваться, тогда я и пришла в литературную студию при Союзе писателей.

Раньше писала по ночам, по выходным, но потом так сильно „заболела“, что поняла — больше так нельзя, иначе я просто погибну. Пришлось усилием воли закрыть свой творческий канал. Хотя иногда это бывает сложно,  особенно, когда идут стихи. Однажды со мной даже было такое: я разговаривала на работе с человеком, а рука сама выводила стихотворные строки. Наверное, это и есть вдохновение.

—И что же Вас вдохновляет? 

—Люди, природа, моя малая родина. Летом я написала новую книгу „Добрые рассказы“ о девочке из села Доброе, их начали публиковать в „Золотом ключике“. Получилась сборная „солянка“ из разных историй и моих детских впечатлений. Это мой первый опыт в детской литературе. Надеюсь, он удался. —Как вообще предугадать, что вызовет интерес у читателя, а что — нет?  —Пытаться угадать, как и угодить читателю, бесполезно. Есть разные книги, и нам не дано знать, которая станет „вечной“, а которую завтра забудут. Хотелось бы войти в историю хотя бы с одной!

— Анна, у Вашей книги „Фиолетовый апельсин“ интересное название. Что же оно означает? 

—Любовь к невозможному. Повесть, давшая название целой книге, как раз о любви, но о любви необычной. Повествование наполнено символами и яркими красками. Простой, без лишних красивостей, язык усиливает эмоциональное воздействие на читателя, так что некоторые принимают историю за чистую монету. Мне даже приходили на электронную почту письма, в которых женщины, пережившие подобную личную трагедию, принимались мне сочувствовать. Но делать этого не нужно! Ничего даже отдалённо похожего со мной не происходило. И, кстати, если уж говорить о символах, то главную героиню зовут Ия, что переводится как фиалка. Но узнала я об этом, уже когда написала повесть. Не думаю, что это совпадение. Часто литературоведы открывают в книгах такие смыслы, которые, мне кажется, сам автор не имел в виду. А почему? Да потому что произведение больше автора. Хорошее произведение.

НАЙТИ СВОЮ КНИГУ

—А как понять, хорошее оно или нет? Книг сейчас много. 

—Мне кажется, главный критерий оценки любого творчества для непрофессионала — это „мурашки“. Если они пошли по телу, значит, произведение зацепило вас, задело за живое. Хотя бывает и такое, что это просто не ваша книга. Тогда читайте дальше и обязательно найдёте свою.  Тем более, их море. Хотят люди писать — пусть пишут на здоровье. Я к этому отношусь с уважением: любое творчество облагораживает. Но всегда говорю: можете не писать — не пишите. Литература — это тяжкий труд. Чтобы написать интересную книгу, одного вдохновения мало. Например, я не знаю, как устроены корабли, а у меня герои плывут на них по морю. Естественно, я должна пойти в библиотеку, взять стопку книг по судостроению, перечитать их — и всё ради одного маленького эпизода! А потом какой-нибудь критик прочитает его и разнесёт мои труды в пух и прах. Хотя, я считаю, главной заповедью хорошего критика так же, как и врача, должно быть — не навреди. Нужно осознавать всю полноту ответственности за психику и даже душу критикуемого автора. Ведь творческие люди очень ранимые. А писатели так и вовсе  —  постоянно находятся на „эмоциональных качелях“: то ты в восторге от того, что тебе удалась какая-то вещь, то впадаешь в депрессию и задаёшься вопросом: кому всё это нужно? Так что сто раз подумайте, прежде чем начать писать. Я вот, например, десять лет жила как нормальный человек и горя не знала.

— А можно ли заработать писательством на жизнь? 

—Владимир Орлов, у которого я училась, всегда ходил в старом свитере, „по заграницам“ не ездил, машины не имел. А ведь это известнейший писатель, по произведениям которого снимались фильмы. Его книги выходили в серии „Современная классика“. Продолжать? Издательства зарабатывают на писателях гораздо больше, чем сами писатели. Возможно, заработать и можно, но далеко не всем это удаётся. А ради денег и славы становиться писателем нельзя, да и не выйдет, наверное.

—Ваши герои — это…

— … Простые люди. Вероятно, подрасту как автор — и возьмусь за выдающуюся личность. К примеру, меня интересует личность писателя, моего земляка Александра Ивановича Левитова. Родную землю из Доброго я отвезла на его могилу на Ваганьковское кладбище. Было бы здорово организовать литературный фестиваль-конкурс имени Левитова!

— Произведения каких липецких авторов Вы советовали бы прочесть? —„Становящийся смысл“ Геннадия Рязанцева-Седогина. Это серьёзная, глубокая вещь, особенно рекомендую роман людям верующим. В Липецке, на удивление, много талантливых прозаиков и поэтов: Татьяна Щеглова, Светлана Пешкова, Роман Богословский, Алёна Кашура, Галина Соболева, Михаил Червяков… список поистине длинный!

—Анна, Вы заняли 1 место на Международном литературном фестивале-конкурсе „Русский STIL-2017“ в Германии. Расскажите об этом.

—Всё верно. Победил мой рассказ „Иероглиф“, который я написала о своём дедушке Петре Максимовиче Тарасове. Наверняка жители Доброго помнят его как хорошего доктора. Сейчас он уже давно на пенсии, но делится со мной своими воспоминаниями, интересными случаями из медицинской практики. Так что это наша общая с ним победа. Но главное здесь — участие в фестивале. Ибо награды, как маяки, показывают: ты на верном пути. А общение с талантливыми писателями, эдакое творческое переопыление — вот что уникально. Возникают совместные международные проекты, новые идеи. Я вернулась „заряженной“ на творчество. Дай Бог осуществить задуманное. Очень хочу, чтобы хватило сил, здоровья и времени.

—Остальное у Вас уже есть. И главное — это любовь и понимание родных и близких людей. А ещё поддержка земляков. Кстати, первые Ваши рассказы, тогда ещё школьницы, публиковались в „Знамени Октября“. И стихи о детстве, о Добром, которые потом вошли в первую поэтическую книгу, увидели свет тоже в нашей газете.

Накануне праздника весны и света хочется пожелать Вам счастья, такого, в котором всё: и любовь, и вдохновение, и творческий подъём. И, конечно же, новых строк, которые помогут открыть красоту мира, красоту души и посмотреть на жизнь другими глазами. Пусть будет много умных читателей.

—А среди них, конечно же, мои земляки. Всегда надеюсь на их понимание и поддержку.

Пусть все будут здоровы! Пусть хорошая книга остаётся для каждой семьи одним из сокровищ и объединяет нас всех.

Подготовила Александра СМЕТАНИНА.










Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg